Кирилл Алексеев (nikto001) wrote,
Кирилл Алексеев
nikto001

Categories:

Настроение предюбилейное)) Подбивая итоги прошедшего года...


"Как дети, еще не владеющие речью, воображают, что все бронзовые статуи - живые люди, так взрослые полагают истинными сонные измышления. Но ничто не истинно......все вещи вымышлены..."
15-ая сатира Луцилия


"....без фантазмов нет памяти.."
Аристотель ("О памяти")


Book of Kells Folio-34r,  Тринити колледж, датировка спорная, читать текст под катом





Folio-27v-Four-Evangelists, Book of Kells




Book of Kells





"Первый титульный лист"  Fol. 292




Второй титул


Книга из Келлса

Дата и место происхождения Книги Келлса долго были предметом споров из-за противоречивых источников и драматичности событий, описывающих становление данного монастыря, да и собственно христианства в Британии. Исследования выявили два наиболее вероятных местоположения монастыря: остров Ионы недалеко от западной Шотландии и графство Мит в Ирландии.
Христианство было уже внедрено в Ирландии и поддерживалось аристократическими семействами, когда в Донеголе в правящем роде О`Нейлов в 521 или 522 г. родился будущий аббат Колам Кайлл (Коламба). Приблизительно в 561 г. Коламба путешествовал к шотландскому Даль Риата (Dal Riata) с двенадцатью компаньонами-родственниками, включая своего преемника, аббата Бейтена. Возможно, целью миссии было обращение в христианство язычников пиктов, но в результате было основано два монастыря: один на острове Хинба, другой на острове Ионы. Примерно на это время приходится начало создания основной части книги. Некоторые исследователи приурочивали создание книги к двухсотлетию со дня смерти Коламбы в 797 г., но это предположение опровергается тем, что такие годовщины вряд ли праздновались в то время.
Однако, возвращаясь к истории, вскоре монастырь Ионы подвергся серии нападений со стороны викингов. Монастырь был ограблен в 795 и в 802 гг. В 806 г. 69 членов сообщества были убиты в результате еще одного набега. В следующем году оставшиеся в живых мигрировали в Ирландию и начали строительство здания монастыря в Keллсе, вероятно, в лесу, на участке, предоставленном им в 804 г. Это место считалось местом родового погребения и княжеским холмом-фортом, связанным с южными О`Нейлами. В «Хрониках» Ольстера это место было названо «новым монастырем Колама Кайлла» (по имени Коламбы). Церковь в Келлсе, вероятно, строилась из камня, так как не была закончена вплоть до 814 г.
При этом оба монастыря, и старый и новый, много лет имели единое управление, пока в 825 г. монастырь на острове Иона не был захвачен викингами, а аббат Блэтмак убит за отказ показать тайник монастыря.
При этом Ольстерские хроники указывают, что святыня Коламбы и другие реликвии прибыли в Ирландию только в 878 г., в сильной спешке, после другого норвежского нападения.
В это время рукопись почиталась в Келлсе как большая книга Евангелия Колам Кайлла. Этот же термин использует летопись Ольстера, где зафиксирован факт воровства этой книги в 1007 г.
В 1090 г., согласно Летописи Тайгернаха (Tigernach), реликвии Коламбы были возвращены из Донегола. Эти реликвии включали два евангелия, одним из которых, конечно же, была Книга Келлса, другим, возможно, - Книга Дурроу.
В 1655 г. Сэмюэль О'Нил, говоря о Книге Келлса, упоминал, что рукопись была сделана собственной рукой Коламбы и имеет такие записи, что ни один современный ему человек не может прочесть их.
Явное упрощение стиля текстовых таблиц и оформительского арочного и крестообразного канона V в. сделал в 1939 г. A. М. Френд, что явилось свидетельством того, что создание рукописи было прервано набегами викингов и последующим перемещением в Келлс. Франциск Генри предположил, что начинал писать книгу Коннахт (Connachtach), аббат монастыря Ионы, известный по компиляции XYII в. Летописи Четырех Мастеров как выдающийся писец, умерший в 802 г. Кто заканчивал Книгу Келлса, неизвестно, но текстовые таблицы и другие особенности оформления схожи с образцом, сделанным в монастыре Ионы, который был очень близко связан с артистическими традициями иллюминации и написания с другой книгой из Дурроу.
Происхождение Книги Дурроу тоже дискуссионно, хотя доктор Эндерсон отдавал предпочтение Ионе, подкрепив свои соображения тем, что используемые в оформлении символические фигуры с рыбьими хвостами связаны с предшественником Христа Св. Ионой. Забавно, но имя Колумбы, на латыни - голубь, на иврите звучит как «айона». Это предположение косвенно подтверждено средневековым монахом Адомнаном, считавшим остров Ионы наиболее влиятельным центром и средоточием раннехристианской мысли на островах. Остров принимал много паломников, там побывал гэлльский епископ Аркалф, который сбился с пути по дороге домой из Святой земли и посетил остров когда там жил Адомнан. Адомнан использовал возможность, чтобы пополнить свои знания о святых местах, так как он составлял книгу по данному предмету, которую он представил в 686 или 688 г. королю Олдфриту Нортумбрийскому, мать которого, кстати, была ирландкой. Более известного центра распространения информационных и артистических стилей мы, к сожалению, просто не знаем.
В пользу основных влияний неокельтского иллюминирования фолиантов из Келлса, говорят и другие факты, обнаруживаемые в подобных рукописях из северной Франции, таких как псалтырь из Корбье «Gellone sacramentary». Это же влияние косвенно просматривается и в других церковных фолиантах вплоть до распространения готического стиля в иллюминировании. Также исследователи вполне допускают идею, что создание большой книги Евангелия было предпринято наряду с монтажом креста Святого Патрика и Коламбы как часть программы архитектурных новаций и новейших разработок художественного оформления, нацеленных на увеличения престижа собственно Келлса, но получивших более широкое распространение.
При этом существуют и контрверсии о происхождении Книги Келлса и основного источника неокельтского влияния. Так, бельгийский исследователь Франциск Масаи еще в 1947 г. был уверен, что книга была переписана в монастыре Линдесфарна и имеет англо-саксонское происхождение. Так же считал палеограф Юлиан Браун, отметивший упадок старых традиций в пиктских и шотландских областях и распространение нортумбрийского влияния, приведшего к неизбежному смешиванию артистических влияний, происходивших параллельно с миграциями людей. Это подтверждено фактом взаимовлияний ирландцев через монашеские миссии на англов, присутствием поселений англов и викингов в Ирландии, при единовременном сильном культурном влиянии англов на пиктские территории, вылившемся в сильное культурное английское давление на ирландцев.

из журнала

misha_buster

 




Subscribe

  • My tweets

    Fri, 05:13: Некоторые искусствоведы подобны полицейским ГИБДД. вот останавливает тебя такой сотрудник и давай отчитывать: «Мы…

  • (no subject)

    Некоторые искусствоведы подобны полицейским ГИБДД. вот останавливает тебя такой сотрудник и давай отчитывать: «Мы тут делом…

  • My tweets

    Mon, 05:16: Манежная площадь. Привычный ужас. https://t.co/UxBzVzKgtt

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • My tweets

    Fri, 05:13: Некоторые искусствоведы подобны полицейским ГИБДД. вот останавливает тебя такой сотрудник и давай отчитывать: «Мы…

  • (no subject)

    Некоторые искусствоведы подобны полицейским ГИБДД. вот останавливает тебя такой сотрудник и давай отчитывать: «Мы тут делом…

  • My tweets

    Mon, 05:16: Манежная площадь. Привычный ужас. https://t.co/UxBzVzKgtt