Кирилл Алексеев (nikto001) wrote,
Кирилл Алексеев
nikto001

Categories:

О Великом Хизре


Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл, откуда пришел.
(Некий чаньский мудрец, XII век)


В Исламе есть предание о великом Хизре. Этот человек был наставникам Моисея (Мусы), узрел Бога и получил бессмертие. Только при наступлении светопреставления, "когда Коран будет поднят на небо", он умрет, чтобы быть одесную Аллаха. Большинство людей не могут видеть его. Хизр является, в разных обличиях, дабы направить человека, приблизить его к Всевышнему, отвратить от ненужных действий, уничтожающих душу.
Издавна, Хизр почитается как покровитель суфиев, дервишей и просто тех, кто ищет Истину.
Однажды, один дехканин возроптал на свою тяжелую жизнь. Сидит он под большим деревом в рощице, и воздыхает о своей горемычной жизни. Является тут перед ним старик, убеленный сединами, высокого роста, в зеленом халате весьма скромного достатка.
- Чего, - спрашивает, - убиваешься? Почему свою судьбу хулишь, небо гневишь?
- А почему мне радоваться должно, если мне и поесть не каждый день удается.? - отвечает, рыдая, молодой крестьянин.
- Дом мой убог, сам я другой одежды кроме рубища не разумею....Кто бы удовольствовался такой горькой судьбиной?
- Ладно, - ответствует почтенный старец, - помогу я тебе. Научу. Только наука моя долгая и непростая. Я - могущественный повелитель джинов, исполню три твоих любых желания. Правда, с одним условием. Загадывать ты можешь только одно желание в год. Такой, понимаешь, каприз.
Сам догадаешься, почему так.
Потом.

Дехканин думает: "Старик, конечно, блаженный, но я ничем не рискую, если загадаю что-нибудь"
- Хочу, - говорит, - много денег и власти. Чего бы мне еще желать??
- Будь по-твоему, - молвит старец и делается невидим.
Идет домой, а когда подходит к воротам города видит торжественную процессию. Встречают его под "белы руки" и ведут во дворец. Выясняется, что правитель, представившийся накануне, завещал, чтобы восприемником его стал первый прохожий, спустившийся из горной рощи.

Проходит год.
Молодой правитель живет в неге и роскоши, но лишь наступает время второго желания, он бросает все свои государственные дела и, в глубокой тайне, покидает дворец, чтобы вновь оказаться на месте первой встречи с чудесным стариком.

Вот, встречаются они снова. Старец смотрит на своего протеже и замечает ему, что тот выглядит не особенно счастливым.
- Да как тут будешь доволен, когда приближенные так и норовят спихнуть меня с трона. Сколько заговоров раскрыли, сколько покушений предотвратили, а воры казначейские? Только и успевай следить. Все меня ненавидят. Надоело мне это всё. Хочу, чтобы все вокруг меня любили.
- Будь по-твоему, - ответствует старик и исчезает с глаз молодого правителя.

Юноша возвращается в город, где все льстиво угождают царю, всячески ласкают его и выказывают неподдельную любовь. Тошно становится от такого навязчивого внимания и заботы сатрапов. Через год, царственный отрок решает бросить всё и сбежать куда-нибудь, прихватив мешочек с золотом. Приходит на место, встречает волшебника и, горько плача говорит ему: "Почтенный Учитель! Понял я, что нет мне счастья в богатстве, власти, напускной любви. Исполни моё последнее желание, сделай так, чтобы я сам смог всех любить".
Старик в зеленых одеждах внимательно выслушал его и промолвил: "Ты все время просил изменить окружающую реальность, других людей, а сейчас просишь поменять твою собственную природу.
Это не просто. Ты потеряешь все, что имеешь. И мешочек золота придется тоже отдать. Чтобы суметь полюбить, ты должен будешь отказаться от всего, что тебе дорого.
От своего имущества и даже от самого себя".
...............................................................................................................
Когда юноша вернулся в город, люди отворачивались от него. Его визирь узурпировал власть, жены гарема брезгливо при виде "неудачника" морщились, а мальчишки смеялись и бросали грязь и камни вслед бывшего владыки.
Только все это было уже не важно для человека, который любил всех.
Таков был урок Зеленого Хизра.
Каждый, из прочитавших эту притчу, пусть призадумается, какое из трех желаний ему более соответствует
Tags: Ислам, литература, личное
Subscribe

  • Про бесконечность.

    Нас окружает бесконечность . Она величественнее и неумолима в космическом масштабе, где человек несопоставим с размерами планет и туманностей.…

  • (no subject)

    Существует два базовых искусствоведческих метода. Первый, исторический, предполагает, что зрителю в обязательном порядке нужно быть осведомленным…

  • TEFAF-2015

    ТЕФАФ - 2015 Если вы хотите понять место России в мировом культурном пространстве - посетите маастрихский Тефаф. Раз в год, вся мировая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments