Кирилл Алексеев (nikto001) wrote,
Кирилл Алексеев
nikto001


Существует два базовых искусствоведческих метода.
Первый, исторический, предполагает, что зрителю в обязательном порядке нужно быть осведомленным о времени и окружении художника.
Тут, вообщем-то, могут пригодится любые знания.
Например, информация, что Вермеер задолжал перед смертью 600 гульденов зеленщику, призвана, видимо, понять всю отчаянность положения великого художника, обремененного 11 детьми.
Если же забыть сарказм, то именно исторический метод слишком сложен для профессионалов, желающих понять весь стилистический спектр и относительно прост для начинающих ибо круг их вопросов вполне может быть удовлетворен красочным изложением биографий художников.
Второй метод призван исключительно по внешним признакам определять качественный уровень произведения искусства. Здесь, специалист должен, напротив, представить объект искусства вне временных рамок. Это занятие тем интересней, что предполагает появление системы эстетического восприятия, основанное на представлении о качестве произведения. Другими словами, в процессе устного или письменного описания предмета искусства рождается индивидуальная система творческих предпочтений.
Исторический метод не объективен в представлении о художественных иерархиях. Там, где исследователь имеет дело с тысячами фактов, очень тяжело не впасть в прелесть "повествования от лица художника".
Также пошло, как биографические пафосные романы о Наполеоне или Магомете, смотрятся описания жизни живописцев, которые, после определенной тренировки автора, приобретают весьма одинаковые, типические черты.
Формальный метод, руководствуясь анализом композиционных движений и организации пространства в живописном произведении, раскрывает конечный результат автора, в то время как исторический подход претендует на объяснение общих мотиваций появления картины именно в этот хронологический промежуток.
Спор о превосходстве той или иной искусствоведческой формы работы с предметом искусства - дилетантская затея. Нет смысла в безапелляционном суждении о превосходстве одного или другого метода. Профессионализм подхода складывается в субъективном смешении этих двух составляющих искусствоведческого ремесла.
Tags: искусствоведение, искусствознание, литература
Subscribe

  • My tweets

    Fri, 05:13: Некоторые искусствоведы подобны полицейским ГИБДД. вот останавливает тебя такой сотрудник и давай отчитывать: «Мы…

  • (no subject)

    Некоторые искусствоведы подобны полицейским ГИБДД. вот останавливает тебя такой сотрудник и давай отчитывать: «Мы тут делом…

  • My tweets

    Mon, 05:16: Манежная площадь. Привычный ужас. https://t.co/UxBzVzKgtt

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments