Solitaire

Kirill

Kirill

Городские сумасшедшие.

Иногда приходится судить о городе по одной особенной черте городского ландшафта, возможной к изучению только в местах массового скопления людей. Это незримая деталь любого человеческого концентрата, то самое, чего стыдится благоразумный обыватель.
Это городские сумасшедшие.
В далеком детстве, было мне нежданное видение нездоровой человеческой природы. Помнится, ехал я в трамвае в школу, когда первый раз в жизни увидел общественную реакцию на появление больной души в среде просыпающихся и спешащих на работу обывателей.
На рассвете, в трамвайный вагон, битком набитый полуспящими и дремлющими индивидуумами, зашел старичок в пальто с каракулевым воротником на голое тело. Из обуви наличествовали изодранные в лоскуты шлепки. На голове пожилого дяденьки была нахлобучена серая кепочка с надписью "Юрмала-76". Ибо родился я в этот самый означенный на головном уборе год, цифирь сия живо врезалась в мою детскую память вкупе с дальнейшим эпизодом из жизни городского пассажирского транспорта.
Как это всегда водится, на освободившиеся места наползли сонные людские массы. Старичок оригинального вида оказался ближе всех к желанным посадочным местам. Он юрко прошмыгнул мимо сомнамбулических граждан и степенно опустился на дермантиновый диванчик. Свинообразная туша пожилой дамы, вознамерилась уложить свои мясы рядом с экзотическим дедушкой. Роста тогда я был небольшого и, вполне объяснимое действие тетеньки увиделось мне в виде неотвратимо надвигающейся лавины. Образ дамы также возбудил в памяти отрывок из передачи про Северный Полюс, где льды размером с многоэтажный дом стирали здоровенные суда и средних размеров ледоколы.
Тот сразу обозначил свой протест площадной гримасой, что, однако, никоим образом не повлияло на мимику и поведение окорокообразной женщины. Она грузно опустила телеса на сидение, практически придавив старичка к стеклу.
Часть её жировых накоплений свисала с сидения, мешая проходу пассажиров.
Лицо её походило на ту самую часть айсберга, что пропорола борт "Титанику".
Скорее всего, она работала в винном магазине или была классной руководительницей в младших классах.
На лице дедушки обнаружилось отчаяние, сродни тому, что посещает кота, которого везут на стерилизацию. В следующий момент он вскочил со своего места и , оглядывая совершенно безумным взглядом всех присутствующих, укусил грязный рукав тётькиного пальто.
Дрожь рябью прошла по поверхности серого, в прыщах катышков пальто, студенисто вздрогнуло масса тела и толстая тётя, посягнувшая на дополнительные сантиметры посадочной лавочки, со сдавленным воплем отскочила в дальний угол трамвайного салона. Дедушка повернулся ко мне, окаменевшему от такого красочного представления, и обнажив гнилые зубы, широко улыбнулся. На всякий случай, я собрался тоже свалить в сторону. Заметив мои членодвижения, дедушка произнес:
"Не бойся, внучок, деда просто так не обидит."
Как-то я ему сразу поверил.
Так и ездит этот призрак в моих воспоминаниях по трамвайному маршруту номер 50.
Далее в моем параде призраков общественного транспорта следует большой тролль, регулярно просивший милостыню в метро на кольцевой линии. Он не произносил слов, не говорил, а лишь только подходил к пассажирам и, сосредоточено глядя в глаза стоял до тех пор, пока нервы человеческие не выдерживали и несчастный душевнобольной не получал свою дань от взятого измором индивида.
В городе Вышний Волочек, когда я остановился отобедать по дороге из Питера в Москву, было мне явление престарелой нищенки, предлагавшей приобрести какой-то грязный лоскут за "сто долларов". Видимо, это был для неё некий фетиш, из-за которого она и лишилась рассудка. Старуха отказывалась от денег, если ей пытались дать денег просто так. Она начинала грязно ругаться и бросаться на неосторожных жертвователей. Мой милостивый фатум отвел от меня это социофобическое порождение провинциального сумасшествия. Нищенка подошла к двум дородным детинам, ожидавших свой заказ в легком нервическом возбуждении после, вероятно, долгого автоперегона. После непродолжительного диалога, она зачерпнула из салатной мисочки корм и швырнула в лицо ближайшему быку со словами: "Всегда все вам задешево бы купить".
Пользуясь авторским преимуществом, закрою занавес, чтобы читатели могли самолично реконструировать произошедшее далее в придорожной харчевне. Могу лишь сказать, что молочные, розовощекие парни постарались как можно быстрее скрыться с места их публичного осмеяния. Поучительная, вцелом, картина была..
Можно назвать множество примеров типического сумасшествия для любого города. Это может быть психический персонаж ночного Невского проспекта или клиент ночной палатки на Большой Санкт-Петербургской улице в Великом Новгороде. Расчетливый потребительский вкус начала ХХ века породил множество причудливых перверсий, разбираться и систематизировать которые было бы конечно чрезвычайно интересно только при условии хладнокровного отношения к людям.
Жалеть этих призраков нашей мерцающей реальности - значит желать помочь им, что мыслится большинству читателей как нравственное, но не очень удобное для сложившегося уклада жизни занятие. И вот, мы проходим мимо этих несчастных, стыдливо отворачиваясь, оставаясь в нашем тёпленьком, уютненьком мирке, полном карманных бунтов супротив реальности и игрушечных возмущений на окружающую нас пошлость..

На фото - Томас Хусага, чья выставка открывается сегодня в римском Гагосяне.

Posted by Kirill Alexeev on 4 Jun 2018, 07:24

from Facebook
Solitaire

Kirill

Kirill

Культурные горизонты

В Москве около 200 галерей и шоу-Румов, где можно найти современное искусство в самых разнообразных эманациях.
Можно встретить арт-объекты сконструированные из арматуры, пластика, деревянных комплектующих.
Можно найти инсталляции, которые разрабатывают бывшие заводские цеха и фабричные здания.
Можно обнаружить удивительную живопись и графические работы, достойные лучших экспозиционных залов Амстердама и Берлина.
Но только ничего из перечисленного вы никогда не найдёте в направлении Рублево-Успенского шоссе.
Кроме некоммерческого, но самого перспективного из всех в историческом отношении Гридчинхолла, вы не обнаружите на самом престижном направлении ни одной галереи или даже закрытого экспозиционного помещения, пускай даже в формате "заветной комнаты", как принято у всех европейских антикваров
Почему так получается, что на самом дорогом направлении Подмосковья, да и скажем честно, во всей России, нет мест, где можно посмотреть и купить хорошее искусство ?
По идее, наиболее богатые люди страны должны приобретать антиквариат и современное творчество. Это международный признак образованности и просвещенности. Публичные приобретения улучшают имидж покупателя и благотворно действуют на бизнес-партнеров.
Но нет.
В лучшем случае, можно обнаружить торговые центры с бутиками и автосалонами, а в худшем - вульгарные точки общепита даже без международной сертификации, не смотря на феерические цены, рассчитанные на провинциальный пафос местных новосёлов.
Корпоративные коллекции, семейные собрания антиквариата, приобретения совриска - все это показатели того, что владелец планирует долгосрочный бизнес. Это безошибочное свидетельство долговременного участия в жизни страны. И, разумеется, коллекционеры всевозможного искусства - жертвователи и меценаты музеев и различных культурных акций наподобие выставок и музейных экспозиций.
Но спонсоры и жертвователи в России огромная редкость. В столичных государственных музеях они ещё изредка встречаются, но вот на удаленных от Садового Кольца площадках вы не встретите богатых интерессантов искусства.
Поощрять художников родного края - значит вкладывать деньги в будущую культурную среду. Помимо прочего, это великолепный инвестиционный механизм, позволяющий получить доход зависящий только от собственного вкуса и степени заинтересованности в материале.
Но и эти маркеры самолюбия остаются малопривлекательными для обитателей самого богатого шоссе России.
Если попробовать разобраться в причинах такого отношения к собственной культурной среде, можно без особого труда заметить, что во все времена в нашей стране искусство жило исключительно благодаря вкусу Правителя. Так появились на свет понятия "екатерининская архитектура", "павловский фарфор" или "александровская мебель".
Чем больше Российский самодержец интересовался искусствовами, тем ярче они процветали под могущественной дланью и указующим перстом .
В советское время эта великодержавная традиция пополнилась ленинским планом монументальной пропаганды, Сталинской архитектурой, "хрущобами" и даже самый беспощадный к столичному зодчеству вандал увековечился в термине "лужковская архитектура".
Только 17 лет правления Путина никак не отразились в искусствоведческом терминологическом фольклоре
Нет "путинского стиля". Не существует исторического отражения "в материале" этих первых лет 21 века. Бесполезно искать "официальных художников" или "придворных архитекторов". Это так же абсурдно, как искать татаро-монгольских писателей или гиксоских физиков.
Каждое столетие, Россия производила новое художественное явление. В начале 18 века - Петербург, в начале 19 - ренессанс всей художественной культуры от словесности до грандиозного ампирного зодчества. Начало ХХ века подарило Русский Авангард - основу всех творческих явлений минувшего столетия от дизайна до богатейшей музыкальной традиции.
Все эти пассионарные толчки Российского искусства были инспирированы человеческой надеждой. Верой в то, что можно в адовом болоте построить град святого Петра, подобный Небесному Иерусалиму. Что после наполеоновского пожара возможно создать красивую и удобную столицу, а не "худородное поселение", как удачно выразился Василий Баженов - инициатор екатерининских реконструкций.
Этими же ожиданиями и надеждами реформ самодержавия жили первые годы ХХвека художники русского модерна.
Но в XXI веке, Надежда в России кончилась. За сытые, богатые годы, наша страна не произвела ни одного международнопризнанного архитектора или художника. Впервые за 400 лет не украсила мировую культуру никаким интересным действом. Театр, кино, декоративные искусства - все это в нашей стране убого,скучно и безнадёжно провинциально.
Едва ли в этом виновата пропаганда или сугубая деловитость президента, за которой тот не видит эстетической деградации населения. Просто закончилась эпоха, когда Россия, следуя европейской модели, доброжелательно впитывала чужие культурные штаммы. Развивала стилистику французской архитектуры или традицию немецкого романтического пейзажа.
Теперь, все иначе.
Местная художественная традиция объявлена единственно верной и незыблемой. Пока это выражается в псевдомузейных выставочных аттракционах типа "Романовы".
Но очень скоро мы будем иметь счастье видеть работы, прославляющие правящую партию и Вождя.
Это совершенно неизбежно в ситуации, когда уходит Надежда.
Именно в это время и приходит покорная рабская стабильность. А рабы искусства не разумеют.

Posted by Kirill Alexeev on 28 May 2018, 13:01

from Facebook